Выберите сайт, на котором вы уже зарегистрированы

Вконтакте

Facebook

Укажите причину жалобы:

Укажите причину блокировки:






Заголовок:

Описание:

Контент

Техника переключения передач.

В непрофессиональных кругах, да и частенько в профессиональных, существует очень много заблуждений по поводу переключения передач. Цель этой статьи — рассказать, как это делается правильно. 

 Stick shift

Мы не ставим перед собой задачу покрыть все аспекты и рассказать про все тонкости переключения передач, например, как и в каких случаях можно переключать,не используя сцепление. Мы хотим объяснить правильную базовую технику. Это ответит на практически все Ваши вопросы и развеет неясности, позволит уверенно и правильно переключать передачи как на трэке, так и улице.

Статья пишется с учетом ручной коробки передач с синхронизаторами, т.е. обыкновенной "ручки", которую ставят на практически все автомобили от Девятки до Зонды. Материалы для этой статьи собранны из многих источников профессионального уровня.

Итак, мы надеемся, что все, читающие эту статью, понимают зачем нужно переключать передачи — чтобы удерживать машину в желаемом диапазоне мощности двигателя.

Работа со сцеплением и газом.

При правильной технике переключения передач работа с педалью сцепления всегда выглядит так — нажали, отпустили. За исключением трогания с места, педаль никогда не отпускается (и, разумеется, не нажимается) медленно. Она быстро выжимается (желательно в пол, особенно при переключении вниз) и быстро отпускается. При этом не надо бить по педали или бросать ее. Все делается плавно, но быстро, как, впрочем, и со всеми другими элементами управления автомобилем. Педаль газа при переключении передач отпускается, чтобы снять нагрузку с коробки передач.

Переключение на пониженную передачу.

Для "продвинутых" водителей сразу разъясним, что переключение на пониженную передачу происходит только для того, чтобы поддерживать мощность. Для торможения используются тормоза, а не двигатель. Колодки стоят копейки, и обойдутся дешевле, чем бензин и сцепление. Особенно актуально не заниматься ерундой на скользкой/оледеневшей дороге — не выполненная (или неправильно выполненная) подгазовка может привести к заносу (сносу на переднеприводных автомобилях) и последующему кювету, и никакая abs не спасет.

Сначала мы объясним, что такое подгазовка и зачем она нужна. Представьте, что Вы едете км 60 в час, 5я передача, никуда не торопитесь… Вдруг к Вам слева подлетает навороченный Скай с неоновой подцветкой и начинает сигналить, газовать. Разумеется, Ваши действие — дальше еду и никуда не тороплюсь . Но предположим, Вы все же решили ответить на "вызов". Вам нужно переключиться на с 5ой передачи на 2ю. Если Вы просто выжмете сцепление, включите 2ю передачу и отпустите сцепление, то машину очень сильно дернет, да и сцеплению с коробкой передач сладко не придется. Почему так происходит?

Отпускаете газ, нажимаете на педаль сцепления и переключаете передачу. Обороты двигагателя падают до холостых, а скорость вращения сцепления увеличивается, т.к. скорость вращения колес осталась прежней, а передаточное число увеличилось.

Теперь разница между скоростью двигателя и коробки передач 4000об/м. Если Вы отпустите сцепление, то двигателю и колесам придется сравняться в скоростях очень быстро. Двигатель резко раскрутится до 5000об/м и передаст большой стресс на колеса (равносильно резкому кратковременному нажатию на тормоз), которые в этом случае могут потерять сцепление с дорогой, если на них действуют сильные боковые силы или же, если дорога просто скользкая. Если сцепление отпускать медленно, то стресс будет намного меньше, но тогда подпалится сцепление.

Чтобы это избежать необходимо сделать подгазовку, т.е. немного нажать на газ перед тем, как отпустить сцепление. Делается это очень быстро — нога ударяет по педали газа, в нашем случае довольно глубоко, почти до пола, и мгновенно его отпускает. Тут же отпускается сцепление, и правая нога опять втапливает газ, но на этот раз уже для ускорения. Цель подгазовки в данном случае — поднять обороты двигателя до 5000об/м или чуточку выше. Если все выполнить правильно, а потом быстро отпустить сцепление, то Вы вообще ничего не почувствуете и машина начнет плавно ускоряться с повторным нажатием на газ.

Легко и просто. Не тут-то было . Почти всегда включать пониженную передачу нужно перед поворотом, т.е. тогда, когда тормозишь. А когда тормозишь,то нога не на газе, а на тормозе…

Конечно, можно предположить, что в этом случае нужно оттормозиться заранее, потом прям перед поворотом переключить передачу с перегазовкой и в поворот… Думаем, не надо объяснять, что речи о какой-либо конкуренции в этом случае не идет вообще. Чтобы ехать действительно быстро, надо оттормаживаться вплотную перед поворотом и в начале поворота. А потом уже должна быть включена нужная передача, чтобы начать ускорение перед апексом.

На этом мы и переходим к приему heal & toe. Мы долго рылись в рунете, но перевода так и не нашли (что не удивительно, когда инстуктора из продвинутых школ вождения не знают что это и с чем его есть), если кто знает — подскажите. С английского heal and toe переводится как "пятка и мысок", что напрямую связано с тем, как выполняется этот прием. Встречаются разные модификации названий — heal'n'toe, heal-toe, hnt и т.д.

Задача — включить пониженную передачу во время торможения, не меняя усилие на педаль тормоза и не вызывая стресс. По сути, все происходит также, как описано выше, только подгазовка выполняется по-другому. Давайте пошагово рассмотим,как это делается на примере стандарного поворота, который проходится на 2ой передаче…

1. Когда передачу нужно переключить так, чтобы не попасть за красную линию оборотов двигателя, но перед тем как начнется ускорение. Переключать передачу можно в любом месте между А и В, но, естественно, на прямом участке это делать менее рискованно.

*Под "началом ускорения" подразумевается не начало ускорения автомобиля, а начало нажатия на газ.

2. Перед поворотом. Полный газ, или по желанию .

Когда приближаемся к тормозной точке, правая нога плавно отпускает газ и плавно нажимает на тормоз.

3. Во время поворота. Правая нога продолжает держать педаль тормоза и поддерживает постояное давление. Выжимаете сцепление и начинаете переключать передачу. Ступня немного поворачивается вокруг педали тормоза и пятка касается педали газа. Делается подгазовка так же, как описывалось выше.

Сцепление отпускается и нога убирается с педали газа.

Заканчиваете оттормаживаться…

Плавно ослабляете тормозное усилие и нажимаете на газ.

Так делается heal and toe. Прием совершенно необходим на трэке и при быстрой уличной езде. Сразу хотим отметить, чтобы неплохо его освоить, нужно очень много практиковаться. За день-два, даже неделю, вряд ли сможет получаться что-то толковое. Это сложно, но результат бесспорно того стоит. Не стоит заниматься практикой на дорогах, особенно на начальном уровне, особенно если сзади кто-нибудь едет . Рекомендуем найти пустой паркинг и начинать там. Сначала все проделывать на месте. Когда начнет что-то получатся, можно начать двигаться…

Переключение на более высокую передачу.

Отпуская газ, выжимаете сцепление (необязательно до пола), переключаете передачу, отпускаете сцепление, нажимаете на газ. Все делается быстро, но плавно. Обороты падают сами, поэтому никаких специальных приемов здесь не надо.

 

©moyagazeta.com

Теги: не указаны
Мен | прокомментировал 1324 дня назад
Вообще непонятно, о чем тут речь. Да, я неопытный водитель. Но не для таких ли предназначена эта статья?! Ничего не понятно!
Ринат | прокомментировал 1296 дней назад
Я тоже не понял где связь. В заголовке статьи речь о правильном переключении. В самой статье - перегазовка и переключение на пониженную.
Галл089 | прокомментировал 1294 дня назад
И самое интересное парни - все это советует юрист!
маневр | прокомментировал 1265 дней назад
Луче коробка автомат и ящик патронов
Неизвестный пит-стопер | прокомментировал 1255 дней назад
Совет очень полезный! У кого механика и встречает на дороге лохов типа "я должен впереди ехать" самое то. И прием "heal and toe" в фильме форсаж не раз
выполняется.
Некий Рус | прокомментировал 1243 дня назад
Спасибо, полезная инфа
andryo | прокомментировал 1235 дней назад
очень полезная инфа
саян | прокомментировал 1232 дня назад
....
ВАЗ 2101) | прокомментировал 1231 день назад
Речь о том, как сохранить коробку сцепление и движку.... При правильном переключении ( в данном случае выравнивании оборотов двигателя и коробки), снимается огромная нагрузка с всего перечисленного ранее, при минимальной потере скорости и ускорения. А ещё освоив такой метод переключения на пониженную передачу, снижается риск дтп в аварийной ситуации на дороге ( в случае возникновения препятствия на вашем пути.... торможение... перегазовка и одновременно манёвр рулём... понижение передачи... газ...) и если мне поможет этот метод хоть раз в жизни (а он поможет и не раз), мне всё равно кто его дал: юрист или дворник..)
БЕСЛАН | прокомментировал 1207 дней назад
Все я поехал тренировать ноги)))))
Alex | прокомментировал 1201 день назад
Часто пользуюсь этой техникой это помогает дрифтовать в поворотах но учился где то месяца 2 на курсах экстримального вождения
Сергей | прокомментировал 976 дней назад
А у меня ступня вокруг педали тормоза ну никак неповорачивается...(((а пяткой на газ так это вообще перебор... вы тут все йоги чтоли?! Комментаторы третий пункт опишите...
Сергей | прокомментировал 976 дней назад
БЕСЛАН! Учится долго придется...
Макс | прокомментировал 972 дня назад
Да уж
Неизвестный пит-стопер | прокомментировал 963 дня назад
бред какойто, хоть бы вдумались в слова и термины "подгазовку" выдумали... кто Вам сказал что это правильно? этот человек так нелепо обманувший автора статьи пусть не сам но хотябы друзья его коробку разобранную видели? видимо нет. потому что автор непонимает физики работы кпп. не пишите то чего незнаете много пользы принесёте.
Алексей | прокомментировал 906 дней назад
Нормальная информация мне понравилось
Николай | прокомментировал 880 дней назад
Не тормозите двигател
ем или бензин или сцепление, лучше тормозить, колодки стоят не дорого. Про жизнь не забыли написать, она в гололед стоит дороже. Двигателем нужно тормозить.
Дана | прокомментировал 748 дней назад
Николай на 100% прав.
Аскар | прокомментировал 620 дней назад
Вообщем такую технику используют на гонках формулы 1 и т.д. Для плавного вхождения в поворот если не ошибаюсь
Искандер | прокомментировал 211 дней назад
Не полохо было бы для heal & toe видео добавить где японцы на трэке гоняют и вид на пидали у них показывают эту технику!